Лоция Белого моря

Навигационно-географический очерк

Северной границей Белого моря является линия, соединяющая мысы Святой Нос и Канин Нос. Акватория моря занимает площадь 90 тыс.кв.км. Береговая линия материка имеет длину около 2750 миль.

Белое море принято делить на три части: северную, среднюю и южную.

Северная часть моря имеет форму воронки, обращенной раструбом к Баренцеву морю. От линии, соединяющей мысы Святой Нос и Канин Нос, северная часть моря, постепенно суживаясь, тянется к югу примерно на 120 миль. В восточный берег северной части моря вдается обширный Мезенский залив.

Средняя часть моря, именуемая обычно Горлом Белого моря, представляет собой сравнительно узкий пролив, соединяющий северную и южную части моря. Самое узкое место Горла шириной 25 миль находится на линии мыс Инцы — устье реки Пулоньга. Границей Горла на северо-востоке является линия, соединяющая устье реки Поной с мысом Воронов, а на юго-западе — линия, соединяющая селение Тетрино с мысом Зимнегорский.

Южная часть моря, называемая бассейном Белого моря, является наиболее обширной и глубоководной. В берега бассейна вдаются три залива: Двинский, Онежский и Кандалакшский.


Берега моря имеют собственные названия. Терский берег (Terskiy Bereg) простирается на 100 миль к SSE и на 115 миль к W от мыса Святой Нос до мыса Лудошный (66°21' N, 35°49' Е), являющегося северо-восточным входным мысом Кандалакшского залива. Кандалакшский берег (Kandalakshskiy Bereg) тянется на 96 миль к WNW от мыса Лудошный до города Кандалакша (67°09' N, 32°24' Е). Карельский берег (Karel'skiy Bereg) простирается на 142 мили к SSE между городами Кандалакша и Кемь (65°00' N, 34°35' Е). Поморский берег (Pomorskiy Bereg) тянется на 100 миль к SE от города Кемь до реки Онега (63°57' N, 38°02' Е).

На 80 миль к NNW от реки Онега до мыса Ухтнаволок (65°09' N, 36°51' Е) простирается Онежский берег (Onezhskiy Bereg); часть Онежского берега, расположенная между рекой Онега и мысом Летний Орлов (64°55' N, 36°27' Е), называется Лямицким берегом (Lyamitskiy Bereg). Летний берег (Letniy Bereg) тянется на 90 миль к SE между мысом Ухтнаволок и рекой Северная Двина. Зимний берег (Zimniy Bereg) тянется на 120 миль к NNE от реки Северная Двина до мыса Воронов (66°31'N, 42°14' E).

Абрамовский берег (Abramovskiy Bereg) тянется на 62 мили к SE между мысом Воронов и рекой Мезень (66°14' N, 43°56' E); далее к N на 87 миль от этой реки до мыса Конушин (67°12' N, 43°47' Е) простирается Конушинский берег (Konushinskiy Bereg). Канинский берег тянется на 87 миль к NNW между мысами Конушин и Канин Hoc (68°40' N, 43°16' Е).

Берега северной части моря мало изрезаны, преимущественно обрывисты и безлесны. Высота прибрежных возвышенностей Терского берега постепенно увеличивается в глубь материка.

Северная часть Канинского берега представляет собой темные крутые обрывы, прерываемые в устьях рек желтыми песчаными низменностями. Южная часть Канинского берега менее высокая, чем северная.

Конушинскпй берег Мезенского залива к югу от мыса Конушин понижается, а южнее рек Верхняя Мгла и Нижняя Мгла резко повышается и становится обрывистым.

Абрамовский берег изобилует желтоватыми, глинистыми осыпями; он сравнительно невысокий и повышается только у мыса Воронов.

Берега Горла мало изрезаны; в них вдается лишь несколько небольших губ. Терский берег Горла невысокий и пологий; северная его часть покрыта тундровой растительностью, южная — лесом.

Зимний берег Горла у мыса Воронов высокий, обрывистый; к югу до мыса Инцы он понижается, затем вновь начинает постепенно повышаться, и на участке от мыса Вепревский до мыса Зимнегорский высота берега резко увеличивается. Северная часть Зимнего берега Горла безлесна, в районе устья реки Мегра появляется редкий лес, а южнее мыса Инцы берег сплошь покрыт лесом.

Берега бассейна моря и его заливов почти на всем протяжении покрыты лесом и отличаются большой изрезанностыо; мало изрезаны лишь берега Двинского залива и Терского берега.

Летний берег Двинского залива так же, как и Зимний, почти на всем протяжении обрывист, лишь в районе дельты реки Северная Двина он низок.

Восточный берег Онежского залива между мысом Ухтнаволок и рекой Золотица представляет собой песчано-глинистый обрыв, постепенно понижающийся к югу; далее к югу от реки Золотица берег становится низким и каменистым.

Между мысом Чесменский и рекой Онега берег спускается к морю двумя террасами.

Поморский и Карельский берега Онежского залива почти на всем протяжении низкие. На некотором удалении от береговой линии местность начинает повышаться, некоторые участки берега издали кажутся высокими и обрывистыми.

Карельский берег между Онежским и Кандалакшским заливами каменистый и сравнительно высокий, но к воде он спускается полого в виде ровной, покрытой лесом гряды.

Берега Кандалакшского залива по своему виду резко отличаются от других берегов Белого моря. Они возвышенные и скалистые. Карельский берег менее возвышен, чем Кандалакшский, который местами образован почти отвесными обрывами.

Терский берег бассейна моря низкий, пологий и однообразный.

Зимой берега моря сплошь покрыты снегом и имеют совершенно другой вид, чем летом. Береговые утесы, малоприметные летом, резко выделяются зимой на фоне снежного покрова. Кроме того, в местах, где высота прилива значительна, вид берегов меняется в зависимости от изменения уровня моря.


Острова и проливы. В Белом море имеется много островов, причем подавляющее большинство их расположено в Онежском и Кандалакшском заливах. Наибольшими являются Соловецкие острова, лежащие посредине входа в Онежский залив, и остров Моржовец, расположенный на юго-западной стороне входа в Мезенский залив; остров отделен от берега материка судоходным проливом Моржовская Салма.

Соловецкие острова отделены от восточного берега Онежского залива проливом Восточная Соловецкая Салма, от западного берега — проливом Западная Соловецкая Салма. Пролив Восточная Соловецкая Салма шире, глубоководнее и удобнее для плавания, чем пролив Западная Соловецкая Салма.

В Двинском заливе много островов расположено в дельте реки Северная Двина.

Берег у Поморского и Карельского берегов шхерный. Кроме островов, здесь имеется множество камней. По проливам и проходам в шхерах ведут фарватеры, которые местами узки и мелководны; для плавания по ним требуется знание местных условий. Из островов Онежского залива, лежащих мористее кромки шхер, наибольшей величины достигают острова Большой Жужмуй и Малый Жужмуй. На восточной стороне входа в Онежский залив лежит остров Жижгинский, который отделен от берега материка проливом Жижгинская Салма.

Другой шхерный район Белого моря расположен в вершине Кандалакшского залива и у Карельского берега. Здесь также имеется множество островов и камней, среди которых пролегают фарватеры, местами извилистые и узкие; для плавания по фарватерам требуется знание местных условий.


Глубины, рельеф дна и грунт. Белое море представляет собой сравнительно неглубокий водоем. Наибольшие глубины (свыше 250 м) имеются в северо-западной части Бассейна моря и в юго-восточной части Кандалакшского залива.

Во входе в северную часть моря глубины 60—80 м. Далее к югу глубины постепенно уменьшаются и на большей площади северной части моря не превышают 50 м.

Дно в северной части моря неровное, особенно перед входом в Мезенский залив и вдоль Канинского берега. В этом районе лежит множество банок, которые вытянуты несколькими грядами и носят общее название Северные Кошки. Размеры Северных Кошек и глубины над ними меняются под влиянием штормов, приливных течений и других факторов.

Терский берег северной части моря более приглуб, чем Канинский. Опасностей вблизи Терского берега не обнаружено. Вдоль берега ведет так называемый Терский фарватер (Terskiy Fairway). Плавание вдоль Канинского берега и в районе к северу от острова Моржовец осуществляется преимущественно на судах с осадкой до 4,5 м и на значительном расстоянии от берега из-за многочисленных банок и отмелей.

Грунт в северной части моря вдали от берега преимущественно песок с ракушкой.

Горло более глубоководно, чем северная часть моря. Вдоль средней части Горла несколько ближе к Терскому берегу имеется впадина с глубинами более 50 м шириной 3—20 миль. Терский берег Горла более приглуб, чем Зимний. Изобата 50 м проходит в 4—8 милях от Терского берега, а уклон дна довольно крутой. От Зимнего берега изобата 50 м удалена на 11—20 миль.

Дно в глубоководной средней части Горла сравнительно ровное; опасностей здесь не обнаружено. По мере приближения к берегу дно становится неровным, глубины резко изменяются, появляются отдельные опасности.

Грунт в Горле преимущественно камень, и лишь у Зимнего берега местами встречается песок.

Бассейн моря является наиболее глубоководным районом. Впадина с глубинами более 100 м занимает примерно 2/3 площади бассейна моря и его заливов.

Эта впадина начинается в Кандалакшском заливе у островов Средние Луды (66°36' N, 33°41' Е) и тянется на 150 миль к SE по направлению к входу в Двинский залив; ширина впадины 13—40 миль.

В пределах этой впадины имеются три котловины с глубинами более 250 м. В одной из этих котловин глубина 350 м (66°28' N, 34°09' Е) — наибольшая в Белом море.

Из заливов, вдающихся в берега бассейна моря, наиболее глубоководным является Кандалакшский. Глубины в нем более 50 м.

Двинский залив также сравнительно глубоководен. Во входе в него глубины свыше 100 м, а в его внешней части глубины повсеместно более 50 м. Изобата 50 м удалена от берега вершины залива примерно на 17—25 миль, а от других его берегов — на 5—15 миль; по мере приближения к вершине и берегам глубины постепенно уменьшаются.

Онежский залив является наиболее мелководным из заливов бассейна моря. Дно в глубоководной части моря и в средней масти Двинского залива ровное, и опасностей здесь не обнаружено; лишь у Карельского берега дно неровное и имеются отдельные опасности.

В районе дельты реки Северная Двина дно менее ровное, имеются отдельные опасности.

В Онежском и Кандалакшском заливах дно неровное, особенно вблизи берегов и в шхерных районах. Здесь имеются опасности, которые окружены большими глубинами.

Грунт на всей площади бассейна моря и в Двинском заливе ил и ил с песком. В Онежском и Кандалакшском заливах грунт преимущественно камень.


Особые физико-географические явления. В северной части моря наблюдаются полярные дни и ночи.

Продолжительность полярного дня и полярной ночи составляет соответственно 51 и 25 сут на параллели 68° сев. шир.


Особые физико-географические явления. В северной части моря наблюдаются полярные дни и ночи.

Продолжительность полярного дня и полярной ночи составляет соответственно 51 и 25 сут на параллели 68° сев. шир.


Средства навигационного оборудования. Плавание в Белом море надежно обеспечивается многочисленными береговыми и плавучими средствами навигационного оборудования. При большинстве маяков имеются звукосигнальные установки.

    Плавание судов в открытой части моря при ограниченной видимости обеспечивается:
  • спутниковыми навигационными системами (СНС) «Цикада-М», «Цикада» и ГЛОНАСС; GPS и морскими дифференциальными подсистемами глобальных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS;
  • радионавигационными системами РСДН-3, «Марс-75», РСДН-20, РС-10;
  • морскими радиомаяками с дальностью действия 20—300 миль.

Период действия средств навигационного оборудования зависит от ледового режима и продолжительности белых ночей. Большинство светящих средств навигационного оборудования имеют обычно два срока действия: от начала навигации до начала полярного дня и от конца полярного дня до конца навигации. Плавучее ограждение выставляется на штатные места в начале навигации, когда море полностью очищается от льда, и снимается в конце ее при первом появлении льда в море.

Примечание. Плавучие СНО портов Архангельск, Северодвинск, Витино, Кандалакша, Онега на осенне-зимний период частично заменяются на светящие и несветящие ледовые буи.


Режим плавания. В Белом море имеются бывшие опасные от мин районы, открытые для плавания судов; районы, запретные для плавания; районы, запретные для постановки на якорь, лова рыбы придонными орудиями лова, подводных, дноуглубительных и взрывчатых работ и плавания с вытравленной якорь-цепью; районы затопленных взрывчатых веществ; районы свалки грунта и бывшей свалки грунта.

Постановка судов на якорь в бывших опасных от мин районах категорически запрещается.

Порядок плавания в Белом море и районах с особым режимом плавания регламентирован описанием «Режим плавания судов в Баренцевом, Белом и Карском морях (сводное описание)» изд. Гидрографической службы Северного флота, пользование которым в описываемом районе обязательно.


Районы разделения движения и рекомендованные пути. Плавание вдоль Терского берега от мыса Святой Нос до Кандалакшского залива и от мыса Святой Нос сначала вдоль Терского берега до района острова Сосновец (66°29' N, 40°41' Е), а затем вдоль Зимнего берега до морского торгового порта Архангельск осуществляется по системам разделения движения и рекомендованным путям.

Системы разделения движения установлены в районе мыса Святой Нос, маяка Терско-Орловский (67°12' N, 41°20' Е), в районе островков Понойские Лудки (66°58' N, 41°20' Е), острова Сосновец и мыса Зимнегорский (65°29' N, 35 39°43' Е) и состоят из зон разделения полос движения, районов кругового движения, районов повышенной осторожности плавания и зон прибрежного плавания.

Плавание в системе разделения движения должно осуществляться в соответствии с МППСС-72 и местными правилами управления движением.


Порты и якорные места. Главным портом на Белом море является морской торговый порт Архангельск, расположенный в устье реки Северная Двина. Кроме него, у берегов Белого моря оборудованы порты Северодвинск, Онега, Беломорск, Кемь, Витино, Кандалакша и Мезень.

Морской торговый порт Архангельск имеет важное экономическое значение как крупнейший лесоэкспортный центр. Через порт вывозят различные грузы для населения северных районов страны. Основное назначение остальных портов Белого моря — вывоз леса и лесоматериалов; через порты Беломорск, Витино и Онега вывозится нефть.

Режим плавания в портах регламентируется «Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним». Требования, вытекающие из особенностей и специфики каждого порта, определяются Обязательными постановлениями, издаваемыми администрацией порта. Выдержки из них приводятся в лоции в конце описания соответствующего порта.

Для лоцманов и капитанов морских и речных судов, плавающих в нижнем течении реки Северная Двина, издано Руководство для плавания морских судов в нижнем течении реки Северная Двина (№ 4105).

Якорные места, доступные для судов с большой осадкой и защищенные от ветров и волнения, находятся главным образом в Онежском и Кандалакшском заливах, а также у Карельского берега бассейна моря. Рейдов, частично защищенных от ветров, много. Так, в Двинском заливе суда с большой осадкой могут найти временное укрытие как у Зимнего, так и у Летнего берега, а в Онеж-ском заливе можно становиться на якорь почти везде. Малые суда, а также боты и шлюпки могут укрыться в большинстве губ, вдающихся в берега моря, и в устьях рек.


Ремонтные возможности и снабжение. В морском торговом порту Архангельск можно произвести любой ремонт как корпуса, так и машин. Здесь можно получить любые виды снабжения (топливо, воду, продовольствие, штурманское имущество и т. п.).

В других портах моря можно произвести небольшой ремонт корпуса и машин и приобрести лишь некоторые виды снабжения.


Лоцманская служба. Специальных лоцманских правил на Белом море не имеется. Местные правила лоцманского обслуживания в каждом порту и портовом пункте содержатся в Обязательных постановлениях по каждому конкретному порту в разделе Лоцманское обслуживание.


Спасательная служба. Действия по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на Белом море, организует и координирует Морской спасательно-координационный центр Архангельск (МСКЦ). Функциями МСКЦ являются:

  • организация поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море;
  • общая координация действий поисково-спасательных служб Федеральных органов исполнительной власти, спасательных служб других форм собственности и иностранных государств при поиске и спасании людей, терпящих бедствие в закрепленном поисково-спасательном районе.

Поисково-спасательный район (ПСР) МСКЦ Архангельск — район Белого моря и район Баренцева моря, ограниченный меридианом 40° вост. долг., параллелью 77° сев. шир., береговой линией островов Новая Земля, Вайгач и побережья от пролива Югорский Шар до мыса Канин Нос.

Место расположения МСКЦ — город Архангельск.

МСКЦ осуществляет круглосуточное оперативное дежурство в районе ответственности. Кроме того, в соответствии с планами морских портов их средства привлекаются к проведению аварийно-спасательных работ (АСР) на территории порта и прилегающих к нему акваториях.

    К АСР относятся работы по борьбе и ликвидации последствий:
  • стихийных бедствий, включая оказание помощи людям и судам, терпящим бедствие;
  • столкновения судов;
  • посадки судна на мель;
  • пожаров на судах и береговых объектах;
  • аварийных разливов нефтепродуктов (50т и более) или вредных для здоровья людей и окружающей среды веществ.

Руководство АСР осуществляет капитан порта или должностное лицо ИГНП, им назначенное, или должностное лицо аварийного объекта, назначенное его владельцем (руководителем) по согласованию с капитаном порта.

В портах Беломорск, Онега, Мезень, Кандалакша, кроме дежурных судов, назначенных приказом капитана порта для поиска и спасания людей и оказания помощи судам, терпящим бедствие на акватории порта и прилегающих к нему акваториях, других спасательных средств и оборудования нет.


Служба навигационной информации. Навигационные предупреждения по Белому морю передаются в виде:

  • прибрежных предупреждений (coastal warnings) радиостанцией Архангельск службы НАВТЕКС на английском языке;
  • местных предупреждений (local warnings) портовыми радиостанциями (службами управления движения судов) на УКВ в телефонном режиме на русском и английском языках.

Метеорологическая информация (прогнозы погоды и штормовые предупреждения) передаются радиостанцией Архангельск службы НАВТЕКС на английском языке.


Сообщение и связь. Белое море связано системой внутренних водных путей с Балтийским, Черным, Азовским и Каспийским морями, а также с Москвой. Одним из основных звеньев этой системы является Беломорско-Балтийский канал, соединяющий Белое море с Онежским озером. Начальным пунктом канала на Белом море является порт Беломорск.

Летом сообщение между всеми портами и основными населенными пунктами, расположенными на берегах Белого моря, поддерживается рейсовыми судами.

Порты Архангельск, Северодвинск, Онега, Беломорск, Витино и Кандалакша, а также ряд населенных пунктов на Поморском и Карельском берегах связаны с железнодорожной сетью страны. Зимой там, где нет железной дороги, связь поддерживается автомобильным транспортом, а также на лошадях и местами на оленях.

Город Архангельск связан воздушным сообщением со многими городами страны. Почтово-телеграфная связь поддерживается между всеми портами и крупными прибрежными населенными пунктами. Между многими населенными пунктами существует телефонная связь.


Населенные пункты. Белое море омывает территории Архангельской и Мурманской областей Российской Федерации и территорию Республики Карелия. К Мурманской области относятся Терский и Кандалакшский берега моря и частично Карельский берег. Большая часть Карельского берега, а также Поморский берег, за исключением его южной части, входят в состав Республики Карелия. Остальные берега моря относятся к Архангельской области и Ненецкому автономному округу, который занимает весь Канинский берег Белого моря и часть Конушинского берега.

Большая часть населенных пунктов сосредоточена на побережьях Двинского, Онежского и Кандалакшского заливов.

Самыми крупными населенными пунктами являются города Архангельск, Беломорск, Кандалакша, Кемь, Мезень, Онега и Северодвинск.