Лоция Белого моря

НАСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ ПО ОСНОВНЫМ РЕКОМЕНДОВАННЫМ ПУТЯМ



Условия для плавания в Белом море. В Белом море продолжительность навигации зависит от ледового режима. Началом летней навигации следует считать момент, приходящийся в среднем на первую декаду мая, когда сплоченность льда становится менее 4 баллов. Окончательно море очищается от льда к 1 июня. Концом летней навигации для судов с обычным корпусом следует считать момент появления льда в вершинах заливов, который приходится в среднем на начало ноября.

Таким образом, период летней навигации в море длится примерно с 1 июня по 1 ноября, однако в отдельные годы сроки начала и конца летней навигации могут изменяться примерно на месяц в ту или другую сторону. Зимняя навигация бывает наиболее оживленной в северной части и в Горле Белого моря с марта по май во время зверобойного промысла. Под проводкой ледоколов плавание возможно в течение всей зимы.

В течение всего года плавание в море, особенно в его северной части и в Горле Белого моря, в навигационном отношении довольно сложное. Трудность плавания обусловлена в основном гидрометеорологическими факторами (штормами, сильным волнением, туманами, льдами и течениями), а также большим числом опасностей, лежащих как вблизи, так и вдали от берегов. Вследствие этого при плавании надлежит соблюдать особую осторожность.

Условия летнего плавания в северной части и Горле Белого моря. При плавании в ясную погоду в северной части и Горле, особенно в районе мысов Большой Городецкий и Орлов-Терский Толстый, следует как можно чаще определять место судна, так как здесь в любое время внезапно могут появиться продолжительные туманы. При этом надлежит принимать во внимание действие приливных течений.

С наступлением тумана плавание в северной части и Горле становится затруднительным, а иногда и опасным. Приближаясь к Терскому берегу, нельзя заходить на глубины менее 20 м, а к Зимнему берегу — на глубины менее 10 м, так как дно здесь неровное, с резкими перепадами глубин. Входить в бухты или подходить близко к берегу во время тумана или пурги опасно; в этих случаях лучше всего выждать улучшения погоды, потому что снег здесь обычно идет зарядами и возможно некоторое рассеивание тумана.

При плавании ранней весной или поздней осенью следует учитывать, что в это время снежный покров сильно изменяет вид берега; если для опознания места необходимо приблизиться к берегу, то надо быть очень осторожным и измерять глубины.

Следует иметь в виду, что хотя главная струя приливных течений в Горле Белого моря и направлена вдоль берегов, однако приливное течение в восточной части Горла Белого моря обычно прижимает суда к Зимнему берегу и только в 2—3 милях от берега идет параллельно ему. При этом струя приливного течения идет от острова Сосновец поперек Горла Белого моря по направлению к мысу Инцы и к устью реки Зимняя Золотица, а струя отливного течения — в обратном направлении.

Плавание в северной части и Горле Белого моря осуществляется преимущественно вдоль Терского берега. В отдельных случаях можно идти вдоль Канинского берега, но для этого необходимо знать местные условия плавания.

Условия зимнего плавания в северной части и Горле Белого моря. Зимой и весной плавание в северной части и Горле затруднительно и зависит от состояния льда. Состояние льда и его дрейф определяются главным образом приливными течениями. Интенсивность и направление передвижения ледяных масс зависят также от силы и продолжительности ветра. Поэтому при плавании во льдах нужно прежде всего учитывать направление течений и соответственно этому выбирать наиболее выгодные курсы. Нужно иметь в виду, что у мысов, где почти всегда наблюдаются периодические сжатия и разрежения льдов, можно встретить или сплошной лед, или чистую воду. Между мысами лед бывает менее сплочен, однако и чистую воду встретить здесь трудно. Ожидать вскрытия прохода, загроможденного льдами, следует только у мысов. Нужно всегда избегать пространства сплоченного льда, находящегося в спокойном состоянии, потому что здесь ожидать подвижки или разрежения льда бесполезно. Попав в такое место, следует как можно скорее выйти из него к ближайшему мысу — на течение.

Господствующие течения и рельеф дна способствуют образованию районов, где лед обычно бывает уплотнен (колоба и остроги), и районов, где лед находится преимущественно в разреженном состоянии (разделы). Так, вдоль Терского берега от реки Поной до острова Сосновец тянется Понойский колоб, а восточнее этого колоба в северной части моря располагается Моржовско-Вороновский раздел, где лед при отливном течении регулярно разрежается. Одна из острог находится в Мезенском заливе между островом Моржовец и банками Северная Сибиряков Несяк и Южная Сибиряков Несяк.

При плавании во льдах в северной части и Горле сначала следует придерживаться тех же курсов, что и при плавании летом по чистой воде, т. е. идти из 30 Баренцева моря вдоль Терского берега до островов Три Острова, а затем пробиваться к острову Моржовец. От острова Моржовец нужно следовать на юг к Зимнему берегу Горла с расчетом пройти мыс Воронов не ближе чем в 10 милях, остерегаясь Кедовских кошек, которые нужно оставлять к востоку. Следуя вдоль Зимнего берега Горла, можно использовать встречающиеся здесь периодические сжатия и разрежения льдов. В Двинском заливе плавание вдоль Зимнего берега возможно только при отжимных ветрах.

Мореплавателю, не знакомому с ледовыми условиями плавания в море, заходить во льды не рекомендуется, а лучше, если нет ледоколов для проводки, дождаться очищения моря от льда в ближайшем порту Баренцева моря. При необходимости входа в море рекомендуется идти после южных, юго-западных и западных ветров, которые разрежают лед и выносят его в Баренцево море.

Условия летнего плавания в заливах моря. Плавание в Мезенском заливе вследствие его мелководности является довольно затруднительным.

Входить в Мезенский залив рекомендуется только по фарватеру Южный Мезенский. Этот фарватер ведет между островом Моржовец и Абрамовским берегом; плавание по нему относительно безопасно при условии возможно частых обсерваций. При входе в Мезенский залив по этому фарватеру нужно учитывать, что между островом Моржовец и мысом Воронов благодаря приливному течению судно легко входит в залив, а благодаря отливному течению облегчается выход из залива. Течения вокруг острова Моржовец и вблизи лежащих возле него банок, которых особенно много к SW и SE от острова, неправильные. Следуя по Мезенскому заливу далее к устью реки Мезень, нужно наиболее мелководные места фарватера проходить в начале прилива или при среднем уровне. Проходить мелководье в полную воду крайне опасно.

При знании местных условий плавания в Мезенский залив можно войти в районе мыса Конушин и пройти к устью реки Мезень; этот район плавания мелководен и удален от береговых ориентиров.

При плавании по Мезенскому заливу, в особенности при входе в реку Мезень, необходимо измерять глубины.

Плавание в Онежском и Кандалакшском заливах затруднено множеством островов, банок и других опасностей. Поэтому для плавания в этих заливах требуется знание местных условий.

Мореплавателям, не знакомым с местными условиями, при входе в Онежский и Кандалакшский заливы, а также при плавании между их портами и бухтами рекомендуется пользоваться услугами лоцманов.

Условия плавания в Двинском заливе более благоприятны, чем в других заливах моря. Этот залив достаточно глубоководен, и опасностей вдали от его берегов не обнаружено.



Наставление для плавания от мыса Канин Нос до порта Архангельск. При следовании из восточной части Баренцева моря в ясную погоду мыс Канин Нос следует огибать в расстоянии около 5—7 миль, чтобы иметь возможность определить место судна по маяку Канинский (68°39' N, 43°18' E). Во время тумана или в пасмурную погоду мыс Канин Нос необходимо огибать в значительно большем расстоянии, измеряя глубины. Если глубина окажется меньше 40 м, нужно немедленно удалиться от мыса, повернув на N или на NW, смотря по обстоятельствам. Убедившись в том, что мыс Канин Нос пройден, можно прекратить измерение глубин и увеличить скорость.

Выйдя в точку 68°54,5' N, 42°57,0' E, нужно лечь на курс 202° и идти им 83 мили до входа в систему разделения движения в районе маяка Терско-Орловский. Далее следует идти руководствуясь системами разделения движения и рекомендованными путями, показанными на навигационных морских картах, сначала вдоль Терского берега, а затем вдоль Зимнего берега.



Наставление для плавания от мыса Святой Нос до реки Мезень. Подходить к реке Мезень следует по Южному Мезенскому фарватеру, ведущему по проливу Моржовская Салма между островом Моржовец и Абрамовским берегом. От мыса Святой Нос до точки 66°57,2' N, 41°35,2' E надлежит идти вдоль Терского берега, руководствуясь системами разделения движения и рекомендованными путями, показанными на навигационных морских картах.

Придя в указанную выше точку и находясь на 106° в 6 милях от светящего знака Понойские Лудки, надо лечь на курс 137° с расчетом пройти в 6 милях к SW от острова Моржовец. При следовании этим курсом нужно учитывать течение и иметь в виду, что приливное течение сильно сносит судно к востоку в пролив Моржовская Салма, а отливное течение — к западу.

Ориентиром для определения места судна на курсе 137° может служить маяк Терско-Орловский, который бывает виден в ясную погоду с расстояния до 20 миль. Следуя этим курсом в ограниченную видимость, нужно быть очень осторожным, в особенности когда судно пересечет изобату Юму острова Моржовец. В этом случае, если позволит погода, лучше всего стать на якорь, а не проходить вблизи острова.

Когда откроются остров Моржовец и маяк Моржовский, надлежит определить место судна и, если требуется, подправить курс с расчетом выйти в точку 66°32,4' N, 42°33,2' Е; при этом днем справа по носу судна бывает хорошо видна гора Коврига (66°24' N, 42°43' Е).

Придя курсом 137° в упомянутую выше точку и имея маяк Вороновский в 7,9 мили по пеленгу 257°, а маяк Моржовский по пеленгу 350°, следует лечь на курс 106° с расчетом пройти в расстоянии около 3 миль севернее маяка Абрамовский.

Следует иметь в виду, что курс 106° проходит в 1,2 мили к S от банки Окден (66°28,3' N, 43°21,7' Е).

Курсом 106° следует пройти 27,3 мили, а затем, приведя маяк Абрамовский на пеленг около 270°, нужно лечь на курс 143,5°.

Пройдя курсом 143,5° около 7 миль, нужно в точке 66°19' N, 43°50' Е, в которой выставляется светящий буй № 2 Южного Мезенского фарватера, лечь на курс 158° и идти им 6 миль до тех пор, пока светящий знак Нерпинский (66°14' N, 43°40' E) не придет на пеленг 280°. Далее надлежит следовать к светящему бую Мезенский и, став на якорь, ожидать лоцмана для проводки в реку Мезень.

Ввиду того что плавание в Мезенском заливе опасно, настоятельно рекомендуется быть здесь особенно осторожным, как можно чаще определять место судна, измерять глубины и идти с приливным течением, особенно к востоку от меридиана 43° вост. долг.

В туман и пасмурную погоду плавать в Мезенском заливе не рекомендуется.



Наставление для плавания от мыса Святой Нос до Онежского залива. От мыса Святой Нос следует идти вдоль Терского берега, руководствуясь системами разделения движения и рекомендованными путями, показанными на навигационных морских картах.

Находясь в 9,5 мили к SSW от маяка Сосновецкий в точке 66°21' N, 40°35' Е, надо лечь на курс 236°, ведущий к Онежскому заливу, и идти им 112 миль.

Пересекая бассейн Белого моря, необходимо иметь в виду, что в случае тумана, пурги и пасмурной погоды лучше оказаться снесенным к востоку от острова Жижгинский, чем к западу от него, так как в последнем случае судно попадет в район Соловецких островов, в значительном расстоянии к N и NE от которых лежат каменистые банки. Банки эти окружены большими глубинами, поэтому измерение глубин предупредить о приближении к ним не может. Наоборот, выйдя в тумане к востоку от острова Жижгинский, можно скорее найти глубины, удобные для якорной стоянки; хотя берег здесь также приглуб, но зато опасностей вблизи него мало. Однако, имея в виду приглубость этого берега, нельзя подходить к нему ближе глубины 20 м; как только эта глубина будет получена, нужно немедленно стать на якорь. В случае, если стать на якорь из-за погоды невозможно, следует повернуть в море и там ожидать ее улучшения для входа в Онежский залив.

Придя в ясную погоду курсом 236° в точку 65°17,3' N, 36°49,8' Е и находясь в 5,2 мили от маяка Жижгинский, надлежит входить в Онежский залив, руководствуясь навигационной морской картой и наставлениями, приведенными в навигационном описании залива.

Мореплаватели, не знакомые с местными условиями, должны плавать в Онежском заливе под проводкой лоцмана.



Наставление для плавания от мыса Святой Нос до порта Кандалакша. От мыса Святой Нос до точки 66°23,0' N, 35°03,2' Е следует идти вдоль Терского берега, руководствуясь системами разделения движения и рекомендованными путями, показанными на навигационных морских картах.

Из указанной точки, находящейся в 6,3 мили к SW от мыса Малый Олений Рог, нужно лечь на курс 290° и идти им до точки 66°29,0' N, 34°22,3' Е, расположенной в 4,4 мили к SW от светящего знака Турий.

Далее надо лечь на курс 300° и идти им до точки 66°44,8' N, 33°13,1' Е. При следовании этим курсом расстояние на траверзе до светящих знаков Среднелудский, Большой Седловатый и Кочинный должно быть соответственно 2,1; 2,5 и 1,8 мили. Выйдя в указанную точку и имея светящий знак Резанов на траверзе в 2,7 мили, надо лечь на курс 310° и идти им 5,8 мили до створа Кибиринский, оставляя справа буй, ограждающий банку Царь, а слева буй, ограждающий банку Воробьева.

Затем следует идти по фарватеру к порту Кандалакша, руководствуясь наставлением для плавания, приведенным в навигационном описании порта Кандалакша.

Мореплаватели, не знакомые с условиями плавания в Кандалакшском заливе, должны входить в порт Кандалакша и в другие пункты, расположенные в Кандалакшском заливе, под проводкой лоцмана.



Наставление для плавания от мыса Святой Нос до губ Чупа и Кереть. От мыса Святой Нос до точки 66°23,0' N, 35°03,2' Е следует идти вдоль Терского берега, руководствуясь системами разделения движения и рекомендованными путями, показанными на навигационных морских картах.

Из указанной точки, находящейся в 6,3 мили к SW от мыса Малый Олений Рог, надо лечь на курс 257° и идти им 22,7 мили до точки 66°18' N, 34°08' Е.

Опознав днем острова Двинские Луды, а ночью маяк Шарапов (Sharapov Lighthouse), нужно тщательно определить место судна и только после этого идти в губу Кереть или губу Чупа, руководствуясь наставлениями, приведенными в навигационном описании этих губ.

Мореплаватели, не знакомые с местными условиями, должны входить в губы Кереть и Чупа под проводкой лоцмана.



Наставление для плавания от Кандалакшского залива до Онежского залива. Следуя на выход из Кандалакшского залива и выйдя в точку 66°26,2' N, 34°33,5' Е, надо лечь на курс 114° и идти им до точки 66°11' N, 36°00' Е. Из этой точки следует лечь на курс 185,5° и идти им 30 миль. Выйдя в точку 65°41' N, 35°53' E, надо повернуть вправо на курс 214° и идти им 36 миль до входа в пролив Западная Соловецкая Салма.

Мореплавателям, не знакомым с местными условиями, при входе в Онежский залив, а также при плавании между его портами и бухтами рекомендуется пользоваться услугами лоцманов.



Наставление для плавания от порта Архангельск до Онежского залива. От порта Архангельск к Онежскому заливу можно пройти двумя путями: северным и южным.

Северный путь. От светящего буя Мудьюгский № 1 (64°56,8' N, 40°05,5' Е) необходимо лечь на курс 327° и идти им 11,5 мили.

Придя в точку 65°06,5' N, 39°50,8' Е, расположенную в 5,5 мили к W от мыса Куйский, надо повернуть влево на курс 270° и идти им 46,7 мили до точки 65°06,5' N, 37°59,0' E. Далее необходимо лечь на курс 305,5° и идти им 27 миль.

Выйдя в точку, находящуюся в 11,7 мили к NE от острова Жижгинский, следует повернуть влево на курс 236° и идти им 9,5 мили до входа в пролив Восточная Соловецкая Салма.

Южный путь. Для следования этим путем необходимо сначала выйти в точку 64°48,5' N, 39°56,0' Е, в которой выставляется светящий буй № 1. От этого буя надо лечь на курс 251° и идти им 17,2 мили.

Выйдя в точку 64°43,0' N, 39°17,5' E, следует повернуть вправо на курс 305,5° и идти этим курсом 67,8 мили до точки 65°22' N, 37°07' Е. Затем необходимо лечь на курс 236° и идти им 9,5 мили до входа в пролив Восточная Соловецкая Салма.